Эдвард Григ 1843-1907

Последний период творчества

Последний период творчества. В 1890-е годы и в начале 900-х годов внимание Грига больше всего было занято фортепианной музыкой и песнями. С 1891 по 1901 год Григ написал шесть тетрадей <<Лирических пьес>>. К этим же годам относится несколько вокальных циклов Грига. В 1894 году он писал в одном из писем: <<Я... настроился так лирически, что песни льются из груди, как никогда, и, я думаю, они -- лучшие из когда-либо созданных мною>>. Эти слова могут быть отнесены к песням на тексты норвежского поэта Вильгельма Крага (ор. 60). Живопись яркой, радостной природы и полнота жизнеощущения (<<Море в ярких лучах сияет>>), поэзия юности и душевной чистоты (<<Маргарита>>), красота материнства (<<Песня матери>>) -- вот образы цикла, которые так часто и разнообразно варьировал Григ в своем творчестве.

Автор многочисленных обработок народных песен, композитор, всегда так тесно связанный с народной музыкой, Григ в конце своего творческого пути с новым интересом обращается к народной песне. <<Я раздобыл этим летом в горах множество еще не опубликованных, неизвестных народных песен, которые столь чудесны, что для меня было подлинным наслаждением изложить их для фортепиано>>. Так возник в 1896 году цикл <<Норвежские народные мелодии>> (ор. 66) -- девятнадцать тонких жанровых зарисовок, поэтических картинок природы и лирических высказываний.




Последнее крупное оркестровое произведение Грига, <<Симфонические танцы>> (1898), написано на народные темы, частично уже обработанные композитором ранее (в ор. 17 и 66). По характеру использования народных танцев, цельности общей композиции <<Симфонические танцы>> продолжают цикл <<Норвежских танцев>> ор. 35.

В 1903 году появляется новый цикл обработок народных танцев (слоттов) для фортепиано (ор. 72). В отличие от своих прежних свободных поэтических обработок Григ в этом цикле стремится к сохранению тех особенностей звучания, какие эти танцы получают в исполнении народных скрипачей. Стремление к этнографической точности выразилось и в том, что отдельные танцы Григ предваряет изложением народных легенд, с которыми связывается их возникновение.

В последние годы жизни Григ опубликовал остроумную и лиричную автобиографическую повесть <<Мой первый успех>> и программную статью <<Моцарт и его значение для современности>>. В них ярко выразилось творческое credo композитора: стремление к своеобразию, к определению своего стиля, своего места в музыке (<<... поиски, неустанные поиски, в надежде открыть когда-либо ту крошечную частицу нового, которая означает высшую радость художника>>) и верность высоким идеалам классического искусства, реалистического и художественно совершенного.

Несмотря на тяжкий недуг, Григ продолжал творческую деятельность до конца жизни. В апреле 1907 года композитор совершил большую концертную поезду по городам Норвегии, Дании, Германии.

4 сентября 1907 год Григ умер в Бергене.

Советуем посетить: